Все будет хорошо. Или все будет плохо...

«И обязательные жертвоприношения,
Отцами нашими воспетые не раз,
Печать поставили на наше поколенье –
Лишили разума и памяти, и глаз...»

В. Высоцкий, 1979 г.

Все будет хорошо. Или все будет плохо...
Спасибо за «Спасибо, что живой»!..

Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», премьера которого прошла 3 декабря по всей стране, по всей видимости, ждет судьба самого поэта – он так и останется непонятым до конца и неосмысленным... Людей привлекает лишь жалкая обертка: они обсуждают – кто сыграл Высоцкого, каким образом это было достигнуто, Безруков это в гриме или не Безруков... И за этой шелухой исчезает суть замечательного фильма: его философская суть, которую никто не понял...

Ведь Высоцкий в фильме – персонаж исключительно мифологический, а вся эта история о четырех днях из его жизни – это некая притча: четыре дня, в которых вся жизнь...
По сути, поэт в этом фильме уже... мертв изначально, а его поездка в Узбекистан – это, на самом деле, сакральное путешествие в иной мир: можно предположить, что это «восточный рай», но, на деле, это, конечно, ад...
Живых людей там нет – все эти «агенты КГБ», развернувшие вокруг «вновьприбывшего» свою странную, бесплодную деятельность, на самом деле, просто «ангелы смерти», которые должны правильно оформить документ и забрать его душу...
Восковая фигура Высоцкого, его заторможенность и расплывчатость в кадре, так «напугала» кинокритиков, что они сразу же начали обсуждать – а насколько удачна сама идея использовать столь сложный грим?.. Именно он, мол, мешает играть актеру: соответственно, и образ Высоцкого в фильме прописан нечетко...
Но мне видится, что все это было сделано специально – мы, по сути, наблюдаем лишь тень поэта, его призрак, его фантом... Не понимают это лишь те, кто рядом – они своими эмоциями, своим «энергетическим жертвоприношением» поддерживают в умершем уже теле некий «трепет жизни». Оказываясь вместе с поэтом «в аду» – они продолжают биться и за его душу, и за измученное тело...

Фильм, таким образом, становится некой сакральной фантасмагорией на стыке двух миров и посвящен тому ужасу, той страшной боли, которую испытывают люди в борьбе со смертью: все понимают, что исход борьбы предопределен, но смириться с этим не могут!..
Надо отметить, в этом смысле, блестящую работу звукорежиссеров: голоса в фильме то усиливаются, то затихают, иллюстрируя то уход, то возвращение измученной души... А восточная музыка здесь звучит настолько пугающе, что буквально сводит с ума: гул самолета сотрясает зрителя – и ты сам будто летишь в этом проклятом рейсе между двумя мирами!..
Возможно, именно поэтому фильм «Спасибо, что живой» надо смотреть в кинотеатре – ведь звуковая дорожка здесь чуть ли не главный художественный образ фильма...
Общими усилиями поэта вырывают из объятий смерти – помните, как в финальных кадрах «агенты КГБ» разрывают все документы и пускают обрывки бумаги по ветру?.. Это не «протоколы обыска» и не «отчеты наблюдений», а... формуляры, заполненные «ангелами смерти».
Любовь и отчаяние близких людей в этот раз оказались сильнее – человеку дают еще один шанс: он садится на «ковчег Харона» и возвращается в «мир живых»... рейсом Ташкент-Москва.
Но мы знаем, что история эта закончилась печально – ровно через год наш любимый поэт и народный пророк умер: и это таинственное совпадение тоже не может быть случайным.
И остался вопрос, который уже выходит за рамки фильма – а почему он не использовал свой шанс?..

Чтобы ответить на этот вопрос, надо говорить не о Высоцком, а о обо всех русских мужиках, кто живет в этой стране, не понимая себя, не осознавая смысла жизни, не достигая духовной гармонии, не обретая счастья. Мы все – фаталисты, живем одним днем: наша сакральность, подчас, не идет дальше обычных традиций, а вера просыпается только тогда, когда на нас сыпятся беды и болезни.
Между тем, мужики в России не должны жить инстинктами, как животные, и эмоциями, как женщины и дети: мы – не стены дома, а его фундамент!..
Соответственно – и спрос с мужиков всегда больший, и судят нас по самому строгому, высшему закону: ведь мужчины рождены не для удовольствий, мы не должны жить просто ради жизни, по принципу «будет день – будет мясо»...
На нас – стратегия этого мира, его перспектива: хаос мы должны превращать в порядок, а любую работу в творчество...
Еще один основополагающий духовный аспект нашей жизни – это энергетическая защита семьи: не с ножом, не с кулаками! – а именно духовная, энергетическая защита, что, порой, важнее любой деятельности, любых денег, любых усилий.
Мысль всегда важнее действия, а значит, внутри требуется определенная «гигиена сознания» – ведь душа не выдерживает двойной морали: если там мусор, то не ждите настоящих успехов – деньги придут, а потом исчезнут. А потом появятся долги...
Только с чистыми помыслами, полным соответствием между мыслями, словами, душой и сознанием, мужчина может жить и пить свое выстраданное счастье «большими глотками»...
В любом другом случае вы будете пить не «амриту» – напиток богов, а проклятую «сому»: то, что мы называем водкой и вином... Из этого следует соответствующий вывод: есть «счастье богов», истинное счастье, и есть счастье мнимое – так называемое «русское счастье», порожденное водкой, глупым весельем, безверием и фатализмом.
Любителям «русского счастья» я хочу сказать: мужик не имеет право просто жить, он должен служить кому-то – своей семье, родным, близким, друзьям – служить и работать, что-то создавать, уставая каждый день. Господь просто не придумал нам другого смысла жизни!..
«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах превратишься...»
Если вам, в какой-то момент жизни, покажется, что вы – некий «пуп Земли», и все в мире вертится вокруг вас, то еще раз перечитайте эту фразу и повторите: «Ибо прах ты и в прах превратишься»... Может быть, это вас отрезвит, и вы избавитесь от очередных иллюзий и не совершите очередной ошибки...

В фильме о Высоцком есть потрясающе интимный момент – момент личной молитвы главного героя: он просит у Бога за всех, кого он когда-то любил и любит, перечисляя их имена – если он сбивается, то начинает «молитву» сначала. И так – пока не вспомнит всех!..
Ошибка Высоцкого была лишь в том, что в конце этого списка он не назвал своего имени...
Но почему?.. Почему он не попросил за себя? Это ведь какая-то изысканная форма ненависти к себе – не просить за себя в молитвах!..
Видимо, поэт посчитал, что не... имеет права стоять в этом ряду: все те, кто окружал его, были измучены его запоями, его цинизмом, регулярными падениями в бездну.
Но они все равно продолжали его любить, продолжали свою борьбу за него – и не потому, что это был великий Владимир Высоцкий, «совесть народа»: они любили его, как ангелы-хранители любят своих «подопечных» – без корысти и ожидания ответной благодарности...
Именно поэтому он молился не за себя, а за них...

И еще... Только дети имеют право просить у Господа жизнь без всяких условий – ведь они, по сути, еще не жили. А взрослый человек, обращаясь к Господу с просьбой дать ему «еще один шанс», должен, прежде всего, ответить на простой и, одновременно, сложный вопрос: «А зачем?»..
Зачем тебе, дураку, «рождаться заново»? Зачем тебе, слепцу, нужен «второй шанс»?.. Если все равно твое завтра будет похоже на позавчера – все то же нагромождение глупости, заблуждений, а самое главное – нагромождение греха...
И почему Бог, зная про тебя все – даже то, в чем ты и сам себе не признаешься! – видя твою мелкую душенку и тщедушное тело с пивным животиком, должен тебя спасать?.. Не лучше ли прекратить эту бессмыслицу простым и испытанным способом – ДТП, цирроз печени, сердечный приступ: мало ли как в России умирают мужики!..
И вот, когда, под тяжестью этих вопросов без ответа, ты рухнешь перед Небесами на колени – у тебя будет лишь секунда, чтобы спасти тебя: и ты произнесешь – дети...
Вот тот «пароль», который может спасти тебе жизнь: ты не можешь, не должен, не имеешь право умирать, потому что нужен своим детям!.. И если ты искренне покаешься и пообещаешь завтра жить не ради себя и начнешь раздавать свою душу и сердце миру, то ты вновь обретешь это право на жизнь. Спастись можно только любовью!.. И твое окаменевшее сердце и рассудочное мышление тебе в этом не помогут: не поможет и счет в банке, и недавно купленный «лексус»...
И вот, как об этом сказал Спаситель: «Вы – свет мира... И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного...»

А у Владимира Семеновича есть одно странное стихотворение – «День без единой смерти»: будто бы ученые сумели остановить торжество смерти на земле – и все вроде бы у них получилось, но в конце дня пришло неожиданное сообщение, что кто-то все-таки умер.

Он умер от любви…

Комментариев нет:

Отправить комментарий